У маркетинга много инструментов. Наиболее распространенные, упоминаемые чаще всего – контекстная, таргетированная реклама, SMM, SEO, e-mail-рассылка, наружная и реклама в СМИ.
Все многообразие применяемых в маркетинге инструментов можно разбить на группы, ориентируясь на разные признаки. Чаще всего встречаются следующие классификации.
Концепция 4Р (маркетинг-микс), предложенная маркетологом Д. Маккарти. По ней у маркетинга существует четыре основы («кита»): товар, стоимость, место продажи, продвижение. У каждого из них существуют свои инструменты:
Концепция представлена и другими версиями – 5Р, 6Р. По ним также существует разделение маркетинга на несколько составляющих со своими инструментами в составе.
В середине прошлого столетия в известной корпорации P&G по случайности появилось разделение инструментов на ATL и BTL. В переводе первый термин означает «над чертой», второй – «под чертой».
В первую группу включаются все массовые средства рекламы – инструменты, благодаря которым обеспечивается предельный охват без персонализации сообщений. Это внешняя реклама, ролики на радио и ТВ, реклама охватов в сети.
В группу BTL входят инструменты, обеспечивающие связь с узкой ЦА. Это таргетированная, контекстная реклама, программы лояльности, SMS-рассылки, участие в отраслевых мероприятиях.
Концепция 4Р (маркетинг-микс), предложенная маркетологом Д. Маккарти. По ней у маркетинга существует четыре основы («кита»): товар, стоимость, место продажи, продвижение. У каждого из них существуют свои инструменты:
- Для создания товара, востребованного на рынке, маркетологи прорабатывают ассортиментную матрицу, торговую марку, упаковку, гарантии.
- Для предложения конкурентноспособной стоимости товара разрабатывается ценовая стратегия, продумываются акции, скидки.
- Для реализации продукта в выгодных местах применяется логистика, работают мерчандайзеры, осуществляется управление запасами.
- Для продвижения продукта подключается реклама, PR, стимулирование сбыта.
Концепция представлена и другими версиями – 5Р, 6Р. По ним также существует разделение маркетинга на несколько составляющих со своими инструментами в составе.
В середине прошлого столетия в известной корпорации P&G по случайности появилось разделение инструментов на ATL и BTL. В переводе первый термин означает «над чертой», второй – «под чертой».
В первую группу включаются все массовые средства рекламы – инструменты, благодаря которым обеспечивается предельный охват без персонализации сообщений. Это внешняя реклама, ролики на радио и ТВ, реклама охватов в сети.
В группу BTL входят инструменты, обеспечивающие связь с узкой ЦА. Это таргетированная, контекстная реклама, программы лояльности, SMS-рассылки, участие в отраслевых мероприятиях.